С момента гибели буровой платформы "Кольская" прошло 14 лет

Из 67 человек, находившихся на борту, спасли только 14
Фото: "Погибшим и выжившим на СПБУ "Кольская"/ ВК
Ровно 14 лет назад, 18 декабря 2011 года, буровая платформа "Кольская" затонула в Охотском море во время шторма. Погибли и без вести пропали 53 человека, нашли тела лишь 17 человек, выжили 14.

Нефтяная платформа была построена в 1985 году. Она имела треугольную компоновку с консолью и тремя независимыми ногами для закрепления на морском дне. Над поверхностью моря она поднимается на колоннах, опирающихся на грунт. На верхней палубе понтона и в понтоне располагается технологическое оборудование и средства жизнеобеспечения. Судовладельцем "Кольской" являлась компания "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР).

По информации РИА Новости, долгое время платформа работала в акватории Кольского залива, затем ее сдали в аренду. После завершения работы в Кольском заливе "Кольскую" передали для работы на Сахалинском месторождении. После капремонта, который завершился в 2011 году, установку доставили в Магаданский морской торговый порт. 26 августа два буксира провели платформу в Охотское море на Западно Камчатский лицензионный участок шельфа для ведения работ по бурению и испытанию скважины "Первоочередная". В сентябре установка приступила к работе. По плану на бурение скважины должно было уйти 3,5 месяца.

После окончания работ 11 декабря началась буксировка "Кольской" на Сахалин в порт Корсаков. В течение пяти суток все проходило в штатном режиме, однако в ночь на 16 декабря погода ухудшилась. Ответственный за буксировку платформы самовольно увеличил скорость движения, пытаясь обогнать циклон. На следующий день на наружной обшивке корпуса установки образовались трещины, внутрь начала поступать вода. К концу дня ее носовая часть накренилась. С 17 по 18 декабря под воздействием шквалистого ветра до 25 метров в секунду и волн высотой до 4-5 метров на платформе сорвало обтекатель носовой опоры. Из-за этого затонули балластные цистерны, нарушилась герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе. Воды в машинное отделение поступало больше, чем могли откачать насосы. Осадка и дифферент судна увеличивались.

Почти через сутки руководство "Арктикморнефтегазразведки" дало указание опустить опорные колонны, но из-за крена этого сделать не удалось. 18 декабря в 9.45 (время местное), вопреки запрету руководства, капитан "Кольской" подал сигнал SOS, но он оказался сильно запоздавшим. Через три часа "Кольская" опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине свыше тысячи метров в 200 километрах северо-восточнее сахалинского мыса Терпения. В первые часы после произошедшего экипажи буксира "Нефтегаз 55" и ледокола "Магадан" спасли и подняли на борт 14 человек. Морские суда продолжали поиск остальных людей. К операции привлекли два вертолета Ми 8 компании "Авиашельф" и самолет Ил 38 Тихоокеанского флота. В течение дня воздушные суда проводили разведку в районе происшествия, но поиски с воздуха результатов не дали.

20 декабря в Мурманской области объявили днем траура по погибшим в Охотском море членам экипажа буровой "Кольская". Позже тела 17 человек нашли во время поисково-спасательной операции. Еще 36 членов экипажа считались пропавшими без вести до 27 июля 2012 года, когда Первомайский районный суд Мурманска признал их погибшими. В конце августа 2012 года это решение вступило в силу. В числе погибших были жители Мурманской, Магаданской и Сахалинской областей.