- Варвара Ковлига
- 01.08.2025 22:03
Памятник культуры и гостеприимный дом – где в Мурманске встречают и провожают поезда
В преддверии Дня железнодорожника журналисты «Вести Мурман» заглянули на вокзал
Каждый год в первое воскресенье августа в России отмечают День железнодорожника. Для Мурманска железная дорога всегда имела особое стратегическое значение. Уникален и главный вокзал региона. О тех, кто на нем работает, и кто уезжает на поездах в эти летние дни расскажет Варвара Ковлига.
Для Мурманска железная дорога имела особое стратегическое значение. В период Первой Мировой войны более тысячи километров пути уложили за полтора года, и до настоящего времени ни одной стране мира не удалось приблизиться к таким темпам. С железной дороги начиналась история мурманского порта. Сегодня на всей Октябрьской дороге - больше 66 тысяч сотрудников. И каждый из них выходит на работу, чтобы грузовые и пассажирские поезда приезжали вовремя в пункт назначения.
В прошлом здания главной станции Кольского полуострова были деревянными. Они не устояли перед пожарами. Нынешний вокзал открыл двери 30 апреля 1954 года. В 62-м году пристроили еще два крыла по бокам, в них разместились зал ожидания и ресторан. Колонны, высокие потолки, лепнина – элементы, которые до сих пор остаются в первозданном виде, и сохраняют дух сталинского ампира. Даже цвет фасада нельзя менять, ведь здание вокзала признано объектом культурного наследия. Несмотря на особый статус, кое-что, все-таки, изменилось. Как того требует время."Этот 15-метровый шпиль устанавливали с помощью вертолета. Операция была уникальная, за что летчиков наградили званием Героев социалистического труда. Исторический облик Мурманского железнодорожного вокзала сохраняют до сих пор", - сказала корреспондент ГТРК "Мурман" Варвара Ковлига.
Табло с расписанием прибытия и отправления поездов уже давно электронное. Камеры хранения автоматические. Справочную информацию расскажет не сотрудник в форме, а умная машина с сенсорным экраном. Но теплая атмосфера путешествий, начала или завершения долгого пути от этого нисколько не страдает."В 2024 году для маломобильных граждан на вокзале "Мурманск" был открыт бесплатный зал "Центр содействия мобильности", который оснащен техническими средствами и мягкой мебелью для удобства клиентов", - подчеркнул начальник Мурманского железнодорожного вокзала Игорь Ястребов.
Некоторые пассажиры выбирают поезда не только за комфорт. Есть среди северян и эстеты."Вокзал мне очень нравится, мне очень нравятся камеры хранения, вообще в каком виде и состоянии сейчас вокзал. Очень приятно находиться, очень чисто, комфортно, все максимально современно, доступно. У меня дедушка, мама очень часто пользуются поездами, им тоже все очень нравится, все комфортно", - поделилась мурманчанка.
"Это очень классно, этот вайб: стук колес, пюрешечка, курочка, яички. Я обожаю. Каждый год катаюсь, с семьей, с подружкой вот едем сейчас. Мне очень нравится", - отметил северянин.
Как говорит статистика, путешествия на поездах действительно любят многие. Только за прошлый год по Мурманской железной дороге проехали более семисот тысяч пассажиров. Северянам и туристам от нашего вокзала путь только один – на юг, ведь в другой стороне – Северный Ледовитый океан. Самые востребованные направления – Москва и Санкт-Петербург, но в летом жители Кольского Заполярья стремятся к черноморским берегам."Книжку, конечно, дошираки наши любимые – это все всегда есть с собой, конечно. Нравится эстетика поезда, атмосфера поезда, просто незабываемые ощущения, поэтому выбираю всегда поезд", - заключила девушка.
Для Мурманска железная дорога имела особое стратегическое значение. В период Первой Мировой войны более тысячи километров пути уложили за полтора года, и до настоящего времени ни одной стране мира не удалось приблизиться к таким темпам. С железной дороги начиналась история мурманского порта. Сегодня на всей Октябрьской дороге - больше 66 тысяч сотрудников. И каждый из них выходит на работу, чтобы грузовые и пассажирские поезда приезжали вовремя в пункт назначения.