- Владимир Костров
- 27.03.2025 22:41
Готов ли Северный морской путь вступить в новую эру? Ответы искали участники профильной сессии
Северный морской путь стал центральной темой Международного арктического форума. И вот самый спорный и проблемный вопрос: готова ли трансарктическая артерия к вызовам будущего? Ответы искали участники профильной сессии. Итоги в обзоре Владимира Кострова.
Севморпуть – не просто шесть тысяч километров льда и воды. Полноценной трансарктической артерией его делает мощный российский торговый флот, ежегодная загрузка в сотни миллионов тонн, доведенные до совершенства логистические схемы, новые порты с высокой пропускной способностью и железнодорожными подходами, безопасность. Но так скажут о Северном Морском пути только завтра. Если воплотятся решения, предложенные сегодня. Первое – где взять деньги. Игорь Левитин провел параллель с дорожным фондом.
Севморпуть – не просто шесть тысяч километров льда и воды. Полноценной трансарктической артерией его делает мощный российский торговый флот, ежегодная загрузка в сотни миллионов тонн, доведенные до совершенства логистические схемы, новые порты с высокой пропускной способностью и железнодорожными подходами, безопасность. Но так скажут о Северном Морском пути только завтра. Если воплотятся решения, предложенные сегодня. Первое – где взять деньги. Игорь Левитин провел параллель с дорожным фондом.
Ряд критериев предложила морская коллегия: сверхвыгодные условия для инвесторов, госпреференции. И четыре базовых элемента: безопасность (навигационная, военная, спасательные центры); создание условий для жизни людей – вахтовый метод в Арктике недопустим; развитие минерально-сырьевой базы; поддержка арктической науки. Проект с такими условиями сопоставим с космической программой."С каждой тонны груза есть налоги. Есть пошлины и так далее. Если часть из них выделить конкретно под развитие торгового флота, на мой взгляд, это реально", - заключил советник Президента России, специальный представитель по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин.
Кто способен взяться за такой проект "под ключ"? Росатом? Потянет ли Госкорпорация все задачи? Или не случайно Алексей Лихачев как физик провел аналогию с квантовой суперпозицией."Это президентский проект. Это проект стратегически не шестилетний и даже не 12-летний, а как минимум до 50-го года – поднять грузопоток с 38 миллионов тонн в год до сотен", - отметил начальник управления администрации Президента России по национальной морской политике Сергей Вахруков.
Выгодные, прозрачные условия для инвесторов, стопроцентные гарантии со стороны властей региона и государства. Таков общий знаменатель тезисов глав арктических субъектов. Андрей Чибис подчеркнул: именно в Мурманской области был задан новый вектор развития Арктики."Мы одновременно и министерство, и крупнейший индустриальный холдинг. И умеем работать в этой суперпозиции. При этом, мы, выполнив все задачи, которые перед нами стоят, готовы к дальнейшему расширению повестки, но в тех масштабах, в которых это будет решено Президентом Российской Федерации", - заявил генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Алексей Лихачев.
Резюме. Чтобы Севморпуть стал подобен магистрали, максимально загруженной, прибыльной, безопасной нужен долгосрочный план, особые условия для инвесторов, руководящая роль государства, единый исполнительный центр. По сути – национальный проект. Или, как заметил один из участников – наднациональный."И поддержка Президента, она, здесь, на этой земле формировалась, на совещании, которое было в июле 23-го года. Сегодня мы говорим уже не просто об идеях, инициативах, мы говорим о том, что это переходит в практическую реализацию", - подчеркнул губернатор Мурманской области Андрей Чибис.