Калий на экспорт. Мурманск перехватил инициативу у портов Балтики

35 тысяч тонн отправятся в Южную Америку
Мурманский балкерный терминал подвел итоги уходящего года, который завершается новым и очень перспективным проектом по возобновлению перевалки калия. Первое судно – уже под погрузкой. Минеральные удобрения из центральной России отправятся на экспорт в Южную Америку. С подробностями – Яков Осетров.

Общая ситуация, в которой работают мурманские портовики, можно назвать зоной глобальной турбулентности. Главные риски – снижение грузопотока на фоне санкций. Однако Мурманский балкерный терминал остается рентабельным. Несмотря на высокую конкуренцию с другими портами и ряд других проблем.

"Нашу прибыль съедает железнодорожный тариф, который намного больше. Но, тем не менее, мы прошли самый трудный период нашей истории, я надеюсь, и адаптировались к тем условиям, в которые попали. На сегодняшний день у нас растет перевалка", ― сообщил исполнительный директор Мурманского балкерного терминала Павел Олейник.

По итогам года грузооборот Мурманского балкерного терминала и торгового порта в сумме составит около 13 миллионов тонн. Преодолевать вызовы рынка помогают новые идеи и слаженная работа с управляющей компанией "Портовый альянс". С декабря, например, мурманчане перехватили инициативу у портов Балтики и начали перевалку калийных удобрений на экспорт. Для этого балкерный терминал модернизировал склады и внедрил технологию одновременной погрузки в разные трюмы судна. С калием когда-то у нас уже работали, но такую технологию применяют впервые.

"Погрузка судна при такой технологии производится двумя вариантами. Первый заключается в загрузке трюма судна с подачей груза через ленту транспортера со склада. Процесс загрузки при этом ускоряется за счет непрерывности потока, поэтому интенсивность. Второй вариант осуществляется путем снятия кузова груженого вагона с вагонных тележек портальным краном и разгрузкой его через специально спроектированную бункерную установку", ― рассказала коммерческий директор Мурманского балкерного терминала Наталья Коробкина.

Запуск "Портовым альянсом" калийного потока в Мурманске повышает устойчивость российского экспорта и дает производителям гибкие логистические решения, открывая путь к незамерзающему глубоководному порту и перспективным для торговли регионам. Нашим же портовикам этот контракт дает новый толчок к развитию.

"Благодаря нашим инженерам мы проработали в кратчайшие сроки технологию для удешевления транспортировки груза до конечного потребителя. Она связана с тем, что мы можем грузить калийные удобрения на суда класса "панамакс" до полной загрузки — это 75 тысяч тонн. И мы считаем, это только первый шаг в перевалке калийных удобрений в Мурманске. Мы дальше готовы адаптироваться под калий и под других производителей минеральных удобрений. Мы только идем вперед, и готовы наращивать объемы", ― подчеркнул коммерческий директор Мурманского морского торгового порта Владислав Яковчук.

21 декабря началась погрузка первой партии калия из центральной России. 35 тысяч тонн отправятся в Южную Америку. А 10 января ожидают уже три судна. По условиям контракта объемы перевалки калия через Мурманск в 2026 году составят уже 1,5 миллиона тонн.