Над могилой "Декабриста"

Экспедиция в Баренцевом море откроет тайну гибли первой советской подлодки "Д-1"
Баренцево море хранит истории множества трагедий, память о людях, которые встретили смерть на борту кораблей и судов. О судьбе подводной лодки "Декабрист", затонувшей в 1940 году, и сторожевом корабле "Штиль", оказавшемся на дне в 1941-м, теперь известно чуть больше благодаря экспедиции "Русские корабли" фонда "Люди моря". Исследователи отправились в Мотовский залив, чтобы с помощью современных технологий повернуть время вспять, узнать, какими были последние мгновения жизни первенца советского подводного флота и вставшего под ружье в первые дни войны рыболовного траулера. Анастасия Ибатуллина следила за ходом работ.

Многофункциональное судно "Сивуч" держит курс в Мотовский залив. На несколько дней буксир станет базой для экспедиции "Русские корабли. Д-1" фонда "Люди моря". В заданных координатах "Сивуч" останавливается точно над братской могилой — 256 метров.

"Сегодня мы находимся в Мотовском заливе недалеко от места гибели подводной лодки "Д-1", которая ушла в свой последний поход в 1940 году", — поприветствовал участников экспедиции гидрограф, исследователь истории Северного флота Алексей Корнис.

"Это были защитники Отечества, которые не дожили до войны, но также отдали свои жизни, защищая нашу Родину, охраняя ее рубежи", — подчеркнул президент фонда "Люди моря" Артем Мельников.

В одном строю с участниками экспедиции — семитонный подводный аппарат. Впереди у него несколько суток работы, но сначала — торжественный воинский ритуал.

"Подводные лодки — это всегда такая достаточно трагичная и сложная история, потому что, как правило, гибнет весь экипаж. И ты понимаешь, в каких условиях они находились, в каких условиях они служили нашей Родине и погибали. Поэтому это всегда и морально тяжело, но при этом очень ответственно", — рассказал президент фонда "Люди моря" Артем Мельников.

Фотограмметрический комплекс уходит на глубину, чтобы прошлое соединить с будущим. Камера с ласковым прозвищем "гидра" словно сканирует корпус лодки, щелкая подводным фотоаппаратом каждую секунду. Перед глазами пилотов и следящих по мониторам участников экспедиции возникает картина последнего погружения субмарины.

"Декабрист" — головной проект первой серии советских подводных лодок. Они создавались с учетом отечественного опыта и достижений мирового кораблестроения. По образцу "Д-1" строили субмарины следующих поколений, на ее ошибках учились, писали морские уставы, инструкции.

На свои последние учения "Д-1" вышла 13 ноября 1940 года. В назначенный срок не всплыла. Поиски начались сразу же, но результатов не принесли. В последующие годы "Декабриста" искали много раз, обнаружили в 2014 году поисково-спасательные силы Северного флота.

"Окончательных причин гибели подводной лодки до настоящего времени не существует. И одна из целей данной экспедиции — попытаться найти ответ на самый главный вопрос, то есть причины гибели подводной лодки в Мотовском заливе Баренцево море", — пояснил гидрограф, исследователь истории Северного флота Алексей Корнис.

Сейчас исследователи приходят к выводу — произошел взрыв на борту. Это подтверждает и подводное исследование — в кормовой части отсутствует 30 метров корпуса. Ответить на вопрос, что именно случилось, поможет цифровой двойник, который специалисты создадут на основе десятков тысяч подводных снимков.

"Мы сможем экспертам, историкам и просто людям, которые занимаются аналитикой, предоставить пространственную цифровую модель для того, чтобы они смогли проанализировать данную модель на наличие повреждений, разрушений легкого корпуса, основного корпуса", — сообщил руководитель сектора метрологических измерений Дмитрий Спирков.

Позже лодка станет виртуальным музеем на портале "Россия — от моря до моря", где уже заняли свое место советская "М-49" и американская "Ваху".

Но это в будущем, а уже много лет "Д-1" в миниатюре хранится в реальном музее — Северного флота. Здесь можно рассмотреть мельчайшие детали. Вот орудия, швартовные тумбы, рули. Только людей нет. В небольшой папке среди заметок, копий донесений и газетных вырезок — короткий перечень фамилий.

"В последний поход на "Декабристе" отправились 55 человек — вот список, всего две страницы. Большинство членов экипажа моложе 30 лет. Согласно архивным данным, из 13 учеников, находившихся на борту, семеро провели на лодке 1,5 месяца, срок службы двоих — два дня", — рассказывает корреспондент Анастасия Ибатуллина.

Командиру Федору Ельтищеву едва исполнилось 28. Родом из Тульской области. Сын пошел по его стопам, стал военным. Внучка Юлия живет в Петербурге. Она вспоминает отрывочные рассказы бабушки, в семье хранятся немногочисленные снимки молодого командира.

"В 28 лет он погиб. То есть сколько ему там на фотографиях, 24 или сколько? Но это фотографии взрослого самодостаточного мужчины", — поделилась внучка командира Федора Ельтищева Юлия Веселова.

Дно Баренцева моря — место последнего упокоения множества кораблей и судов. Останки людей со временем исчезают, останки судов словно застывают в почетном карауле, сохраняя картину последних мгновений жизни.

На входе в губу Ура лежит сторожевой корабль "Штиль". Впрочем, сторожевиком ему пришлось побыть совсем недолго — большую часть своей короткой жизни (ему судьба также отсчитала всего 10 лет) он выходил в море и ловил рыбу. Погиб в самом начале войны после налета немецкой авиации, обнаружен в 2022 году в ходе комплексной экспедиции Северного флота и РГО "Помни войну".

"Сивуч" снова встает точно над могилой корабля, и аппарат спускается на 217 метров — с 19 июля 1941 года таким "Штиль" никто не видел. Орудия на палубе словно по-прежнему нацелены на врага, на месте леера и даже машинный телеграф — его стрелка застыла в положении "полный назад". "Штиль" затонул за 30 секунд. Погибли 24 человека.

В память об этих людях участники экспедиции крепят на корпусе сторожевика мемориальную табличку, напоминающую о том, что корабли — как и люди, нуждаются в славе, уважении и бессмертии. И о том, что даже у погибших кораблей есть будущее.

Еще по теме

Жительница Мончегорска потеряла более 1,5 млн рублей, поверив в "выгодные" инвестиции

Жительница Мончегорска потеряла более 1,5 млн рублей, поверив в "выгодные" инвестиции

Женщина, желая приумножить свои сбережения, наткнулась в интернете на рекламу, обещающую высокие доходы

Андрей Чибис: комплексный проект поможет развивать Арктику и сохранять стабильный грузопоток по ТТК

Андрей Чибис: комплексный проект поможет развивать Арктику и сохранять стабильный грузопоток по ТТК

Увеличение мощности Трансарктического транспортного коридора сделает Мурманск одним из крупнейших логистических центров ТТК, отметил губернатор

В Кремле назвали межнациональную ситуацию в России стабильной и контролируемой

В Кремле назвали межнациональную ситуацию в России стабильной и контролируемой

В будущем планируется усилить акцент на укреплении единства, отметил заместитель руководителя администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов

Информацию о ненадлежащем отлове бездомных собак в Мурманске поручил проверить Бастрыкин

Информацию о ненадлежащем отлове бездомных собак в Мурманске поручил проверить Бастрыкин

В соцсетях говорят о многочисленных нападениях животных на жителей Ленинского округа