- Ольга Чернышева
- Сегодня 11:04
Служить на флоте суждено
Если с детства мечтаешь о море, то своего добьешься
Кто из мальчишек не воображал себя морским волком, когда стоишь у штурвала корабля и в лицо дует соленый ветер? Пожалуй, все, кто хоть раз читал книжки или смотрел фильмы о военно-морских приключениях. Ефрейтор Михаил Богомолов – один из тех, чья мечта все же воплотилась в реальность благодаря службе на Северном флоте.
Родился Михаил на Урале. Опорный край державы всем хорош, да только совершенно сухопутный. Это обстоятельство не помешало нашему герою с детства мечтать о морфлоте. Он лелеял надежду попасть служить на корабль, когда придет его время отдать долг Родине.
Когда выяснилось, что призвали его в войска Росгвардии, парень почувствовал досаду: "Эх, не сбыться юношеским грезам". Служил в мотострелковом подразделении, старательно осваивал специальность водителя. Однако, крутя баранку, он то и дело возвращался к мысли, что все же хочется ему стать моряком. Пусть и не удалось на "срочке" пробиться в ВМФ, он все равно попробует, уже после окончания службы по призыву.
В 2020 году вернулся домой. Имеющиеся в родном городе вакансии не вдохновляли. Сидеть на шее у родителей не вариант. Чтобы закрывать хотя бы базовые жизненные потребности, нужно зарабатывать. От профессии хотелось какой-то определенности, стабильности. И желательно, чтобы работа была любимой - это если еще немного приподнять планку ожиданий. Парень поделился с родителями, что хочет все-таки пойти в военкомат, проситься служить по контракту и непременно на флот. Не отпускала его детская мечта. Папа сына поддержал. Мама поохала, конечно, но тоже согласилась с тем, что решение это вполне разумное.
Так Михаил оказался на Кольской флотилии в дивизионе тральщиков. Все военно-морские "университеты" постигал на месте, на базовом тральщике "Коломна". Первой его корабельной работой стала должность сигнальщика. Служба эта, как и остальные мореходные профессии, требует определенных знаний и умений. Специалист должен постоянно наблюдать за изменениями текущей надводной и воздушной обстановки, а также следить за состоянием погоды и видимостью, делать соответствующие доклады и вести записи в специальных журналах. Работа эта требует зоркого зрения, внимательности и отличной памяти. Он должен уметь по силуэтам определять корабли и суда, знать все значения и виды передаваемых и принимаемых сигналов, владеть семафорной и флажной азбукой, а также обладать знаниями по метеорологии. По боевому расписанию, расписанию вахт и дежурств сигнальщику назначается сектор наблюдения - в его пределах он следит за надводной и воздушной обстановкой, передает и принимает сигналы. Сектора выбираются с таким расчетом, чтобы сигнальщики обеспечивали круговое наблюдение с перекрытием.
Когда возникла в том необходимость, Михаилу предложили перейти на должность старшего рулевого, основная работа которого заключается в удержании заданного курса движения корабля с помощью рулевых механизмов. Проводить все свое время на ходовом командном пункте, стоять у штурвала рядом с командиром - работа мечты для матроса, Михаил согласился, не раздумывая. К этому времени он был уже вполне опытным моряком, владел общими сведениями по навигации и лоции, метеорологии и океанографии, но понимал, что кое-чему все же придется подучиться. Теперь ему предстояло научиться поднимать и корректировать навигационные карты, работать с приборами и инструментами, измерителями времени, приборами наблюдения за гидрометеорологической обстановкой, вникнуть в организацию службы времени и службы погоды.
Освоить конструкцию рулевого устройства, способы управления рулем при работе движителей на передний и задний ход, при волнении, ветре, швартовке, отданном якоре и т.д. особого труда не составило. Михаил быстро выучил командные слова, научился исполнять команды по управлению рулевым механизмом, бодро репетуя командиру. Производить же наблюдения за гидрометеорологической обстановкой уже умел, правила, регламентирующие плавание судов, тоже знал по своей предыдущей специальности. Его основная деятельность по управлению рулем со стороны может показаться монотонной и однообразной, но при этом она требует быстрой реакции, устойчивости внимания, хорошей пространственной ориентировки, координации движений, зрительной памяти. К тому же отвлекаться и отлучаться с боевого поста нельзя. Смышленый парень и в новой должности быстро почувствовал себя, словно рыба в воде.
Когда по соединению пошли разговоры о наборе на строящийся для Северного флота тральщик, Михаил Богомолов ту же загорелся идеей попасть в его экипаж. Он относится к тому типу людей, которые стремятся к новым горизонтам, не боясь круто поворачивать штурвал своей жизни. А тут замаячила перспектива оказаться на новейшем корабле противоминной обороны!
На Средне-Невский судостроительный завод Михаил Богомолов вместе с другими членами экипажа ежедневно ходил, как на работу. Ему нравилось смотреть, как обустраивается морской тральщик, насыщается механизмами и агрегатами, изучать матчасть вместе с представителями промышленности. Потом были выходы в Балтийское море на замеры и контрольные проверки. Представители заводской сдаточной команды совместно с экипажем тральщика и членами государственной приемной комиссии проводили маневренные и скоростные испытания корабля, проверяли работу всех агрегатов, систем и узлов, вооружения, навигационных и радиотехнических средств. Все это для большинства моряков соединения кораблей охраны водного района было впервые, а потому казалось необычайно интересным. Во всяком случае, для Михаила год в заводе пролетел, как один день.
Впереди его ждало главное испытание - переход с Санкт-Петербурга в Балтийск, а потом уже через три моря в родную гавань Полярного. До этого времени Богомолов служил на базовом тральщике, который по определению предназначен для работы вблизи военно-морской базы. Патрульщики далеко не ходят. Поэтому "большой воды" Михаил еще не знал. Наиболее напряженные моменты в деятельности рулевого, по признанию Михаила, это сближение и расхождение со встречными судами, прохождение морских узостей и швартовка корабля.
Напоследок интересуюсь у Михаила, думает ли он о том, чтобы снова поменять должность. Односложного ответа на этот вопрос он не дает, но такой вариант совсем не исключает. На корабле много интересных специальностей, некоторые он с радостью готов освоить. Главное - служить на военном флоте!
Родился Михаил на Урале. Опорный край державы всем хорош, да только совершенно сухопутный. Это обстоятельство не помешало нашему герою с детства мечтать о морфлоте. Он лелеял надежду попасть служить на корабль, когда придет его время отдать долг Родине.
Когда выяснилось, что призвали его в войска Росгвардии, парень почувствовал досаду: "Эх, не сбыться юношеским грезам". Служил в мотострелковом подразделении, старательно осваивал специальность водителя. Однако, крутя баранку, он то и дело возвращался к мысли, что все же хочется ему стать моряком. Пусть и не удалось на "срочке" пробиться в ВМФ, он все равно попробует, уже после окончания службы по призыву.
В 2020 году вернулся домой. Имеющиеся в родном городе вакансии не вдохновляли. Сидеть на шее у родителей не вариант. Чтобы закрывать хотя бы базовые жизненные потребности, нужно зарабатывать. От профессии хотелось какой-то определенности, стабильности. И желательно, чтобы работа была любимой - это если еще немного приподнять планку ожиданий. Парень поделился с родителями, что хочет все-таки пойти в военкомат, проситься служить по контракту и непременно на флот. Не отпускала его детская мечта. Папа сына поддержал. Мама поохала, конечно, но тоже согласилась с тем, что решение это вполне разумное.
Так Михаил оказался на Кольской флотилии в дивизионе тральщиков. Все военно-морские "университеты" постигал на месте, на базовом тральщике "Коломна". Первой его корабельной работой стала должность сигнальщика. Служба эта, как и остальные мореходные профессии, требует определенных знаний и умений. Специалист должен постоянно наблюдать за изменениями текущей надводной и воздушной обстановки, а также следить за состоянием погоды и видимостью, делать соответствующие доклады и вести записи в специальных журналах. Работа эта требует зоркого зрения, внимательности и отличной памяти. Он должен уметь по силуэтам определять корабли и суда, знать все значения и виды передаваемых и принимаемых сигналов, владеть семафорной и флажной азбукой, а также обладать знаниями по метеорологии. По боевому расписанию, расписанию вахт и дежурств сигнальщику назначается сектор наблюдения - в его пределах он следит за надводной и воздушной обстановкой, передает и принимает сигналы. Сектора выбираются с таким расчетом, чтобы сигнальщики обеспечивали круговое наблюдение с перекрытием.

Фото: пресс-служба Северного флота
Когда возникла в том необходимость, Михаилу предложили перейти на должность старшего рулевого, основная работа которого заключается в удержании заданного курса движения корабля с помощью рулевых механизмов. Проводить все свое время на ходовом командном пункте, стоять у штурвала рядом с командиром - работа мечты для матроса, Михаил согласился, не раздумывая. К этому времени он был уже вполне опытным моряком, владел общими сведениями по навигации и лоции, метеорологии и океанографии, но понимал, что кое-чему все же придется подучиться. Теперь ему предстояло научиться поднимать и корректировать навигационные карты, работать с приборами и инструментами, измерителями времени, приборами наблюдения за гидрометеорологической обстановкой, вникнуть в организацию службы времени и службы погоды.
Освоить конструкцию рулевого устройства, способы управления рулем при работе движителей на передний и задний ход, при волнении, ветре, швартовке, отданном якоре и т.д. особого труда не составило. Михаил быстро выучил командные слова, научился исполнять команды по управлению рулевым механизмом, бодро репетуя командиру. Производить же наблюдения за гидрометеорологической обстановкой уже умел, правила, регламентирующие плавание судов, тоже знал по своей предыдущей специальности. Его основная деятельность по управлению рулем со стороны может показаться монотонной и однообразной, но при этом она требует быстрой реакции, устойчивости внимания, хорошей пространственной ориентировки, координации движений, зрительной памяти. К тому же отвлекаться и отлучаться с боевого поста нельзя. Смышленый парень и в новой должности быстро почувствовал себя, словно рыба в воде.
Когда по соединению пошли разговоры о наборе на строящийся для Северного флота тральщик, Михаил Богомолов ту же загорелся идеей попасть в его экипаж. Он относится к тому типу людей, которые стремятся к новым горизонтам, не боясь круто поворачивать штурвал своей жизни. А тут замаячила перспектива оказаться на новейшем корабле противоминной обороны!
На Средне-Невский судостроительный завод Михаил Богомолов вместе с другими членами экипажа ежедневно ходил, как на работу. Ему нравилось смотреть, как обустраивается морской тральщик, насыщается механизмами и агрегатами, изучать матчасть вместе с представителями промышленности. Потом были выходы в Балтийское море на замеры и контрольные проверки. Представители заводской сдаточной команды совместно с экипажем тральщика и членами государственной приемной комиссии проводили маневренные и скоростные испытания корабля, проверяли работу всех агрегатов, систем и узлов, вооружения, навигационных и радиотехнических средств. Все это для большинства моряков соединения кораблей охраны водного района было впервые, а потому казалось необычайно интересным. Во всяком случае, для Михаила год в заводе пролетел, как один день.
Впереди его ждало главное испытание - переход с Санкт-Петербурга в Балтийск, а потом уже через три моря в родную гавань Полярного. До этого времени Богомолов служил на базовом тральщике, который по определению предназначен для работы вблизи военно-морской базы. Патрульщики далеко не ходят. Поэтому "большой воды" Михаил еще не знал. Наиболее напряженные моменты в деятельности рулевого, по признанию Михаила, это сближение и расхождение со встречными судами, прохождение морских узостей и швартовка корабля.
Вспоминает Михаил и как корабль попал в шторм. В это время на носу корабля, как известно, самая большая качка. А ведь старшему рулевому, несмотря на любые капризы моря, нужно удерживать тральщик на заданном курсе. Благо, ефрейтор морской болезни не подвержен. Укачивание не мешает ему быть сосредоточенным на выполнении задачи.- Был один довольно сложный участок, когда берег был близко. Это у нас узкость называется, - Михаил имеет ввиду проход возле Дании проливом Малый Бельт. - По прохождению такой узкости объявляется боевая тревога номер один. Вахта находится на боевых постах. Концентрация внимания на переходе очень высокая. В это время мы стояли на вахте по четыре часа, попеременно меняя друг друга. И только когда мы прошли опасные участки, то перешли к обычному режиму несения дежурства.
Напоследок интересуюсь у Михаила, думает ли он о том, чтобы снова поменять должность. Односложного ответа на этот вопрос он не дает, но такой вариант совсем не исключает. На корабле много интересных специальностей, некоторые он с радостью готов освоить. Главное - служить на военном флоте!