- Александр Друзьяк
- Сегодня 15:15
Годовой запас за короткое лето
Десятки тысяч тонн полезных грузов на отдаленные объекты в Арктике завозят флотские специалисты МТО
В зоне ответственности Северного флота расположены десятки отдаленных гарнизонов и береговых постов, жизнь в которых напрямую зависит от масштабной логистической операции, известной как северный завоз.
География операции впечатляет: побережье Кольского полуострова, акватория Белого моря, арктическая зона России и все воинские части, которые дислоцируются в зоне ответственности Северного флота.
Ежегодно в ходе летней навигации необходимо обеспечить свыше 50 подразделений, дислоцированных в более чем 40 отдаленных пунктах, причем даже не населенных в привычном понимании этого слова. Общий объем грузов, которые нужно доставить за краткий период арктического лета, составляет порядка 40 тысяч тонн. Это все, без чего невозможно функционирование войск: от топлива и продовольствия, включая свежие овощи, до вещевого, медицинского и технического имущества.
Ключевая особенность северного завоза — сжатые сроки. Летне-осенняя навигация, когда гидрометеоусловия становятся благоприятными для доставки, длится с начала июня до конца сентября. Именно в этот период весь запланированный объем грузов, который позволяет обеспечить бесперебойную работу воинских подразделений зимой, должен быть доставлен адресатам.
Обеспечению жизнедеятельности личного состава воинских частей, дислоцированных в труднодоступных районах Крайнего Севера, отдаленных гарнизонах Сибири и Дальнего Востока, уделяется пристальное внимание на самом высоком уровне руководства страной.
В Вооруженных силах северным завозом руководит заместитель министра обороны России генерал-полковник Андрей Булыга. Понимая всю важность этого мероприятия, командование органов управления материально-техническим обеспечением Вооруженных сил России ежедневно контролирует ход его выполнения и осуществляет взаимодействие на уровне министерств и ведомств, задействованных в выполнении плана завоза.

Непосредственно в зоне ответственности Северного флота этим важнейшим мероприятием руководит заместитель командующего Северным флотом по материально-техническому обеспечению вице-адмирал Дмитрий Украинец. Координирующую роль в организации играет штаб МТО, который возглавляет контр-адмирал Владимир Горев.
На штаб возлагаются функции по планированию и контролю выполнения мероприятий северного завоза, а также координации всех участников процесса.
Не менее важная роль отводится службе военных сообщений, организующей воинские морские перевозки, которой руководит капитан 1 ранга Алексей Кочев. Непосредственную доставку обеспечивают как подразделения вспомогательного флота ВМФ, так и привлекаемые по государственному контракту коммерческие перевозчики. Замыкает эту цепочку конечный и главный потребитель - удаленные гарнизоны и посты, ради которых и затевается вся масштабная операция.

Привлечение для этих задач, наравне с судами вспомогательного флота ВМФ, сил гражданского судоходства, работающих по государственным контрактам, ― это давно устоявшаяся практика, позволяющая гибко использовать все доступные ресурсы.
Координация этого гигантского механизма ложится на плечи специалистов органов управления МТО флота. Их работа - это непрерывный процесс согласования между частями, органами управления флота и организациями, задействованными в перевозках.
Опыт, полученный в ходе каждой такой навигации, бесценен. Он позволяет оттачивать логистические схемы и готовиться к новым вызовам, ведь освоение и защита Северного морского пути - задача стратегическая и долговременная. В конечном счете за всеми цифрами веса грузов и километров маршрутов стоит простая, но важная цель — поддержать жизнь там, где она бросает вызов стихии, а значит — выполнить главную задачу по защите интересов России в Арктике.
География операции впечатляет: побережье Кольского полуострова, акватория Белого моря, арктическая зона России и все воинские части, которые дислоцируются в зоне ответственности Северного флота.
Ежегодно в ходе летней навигации необходимо обеспечить свыше 50 подразделений, дислоцированных в более чем 40 отдаленных пунктах, причем даже не населенных в привычном понимании этого слова. Общий объем грузов, которые нужно доставить за краткий период арктического лета, составляет порядка 40 тысяч тонн. Это все, без чего невозможно функционирование войск: от топлива и продовольствия, включая свежие овощи, до вещевого, медицинского и технического имущества.
Ключевая особенность северного завоза — сжатые сроки. Летне-осенняя навигация, когда гидрометеоусловия становятся благоприятными для доставки, длится с начала июня до конца сентября. Именно в этот период весь запланированный объем грузов, который позволяет обеспечить бесперебойную работу воинских подразделений зимой, должен быть доставлен адресатам.
Обеспечению жизнедеятельности личного состава воинских частей, дислоцированных в труднодоступных районах Крайнего Севера, отдаленных гарнизонах Сибири и Дальнего Востока, уделяется пристальное внимание на самом высоком уровне руководства страной.
В Вооруженных силах северным завозом руководит заместитель министра обороны России генерал-полковник Андрей Булыга. Понимая всю важность этого мероприятия, командование органов управления материально-техническим обеспечением Вооруженных сил России ежедневно контролирует ход его выполнения и осуществляет взаимодействие на уровне министерств и ведомств, задействованных в выполнении плана завоза.

Непосредственно в зоне ответственности Северного флота этим важнейшим мероприятием руководит заместитель командующего Северным флотом по материально-техническому обеспечению вице-адмирал Дмитрий Украинец. Координирующую роль в организации играет штаб МТО, который возглавляет контр-адмирал Владимир Горев.
На штаб возлагаются функции по планированию и контролю выполнения мероприятий северного завоза, а также координации всех участников процесса.
Не менее важная роль отводится службе военных сообщений, организующей воинские морские перевозки, которой руководит капитан 1 ранга Алексей Кочев. Непосредственную доставку обеспечивают как подразделения вспомогательного флота ВМФ, так и привлекаемые по государственному контракту коммерческие перевозчики. Замыкает эту цепочку конечный и главный потребитель - удаленные гарнизоны и посты, ради которых и затевается вся масштабная операция.
Для экипажей судов, привлекаемых к доставке грузов, наибольшего мастерства требует выгрузка на необорудованное побережье, где нет причалов. Эта операция — настоящий экзамен для моряков. Успех напрямую зависит от погоды: в неблагоприятных гидрометеоусловиях операция может растянуться на несколько дней.- В доставке грузов задействуется и морской, и автомобильный, и авиационный транспорт, ― рассказывает начальник отдела штаба МТО капитан 1 ранга Дмитрий Красоткин, ― наиболее объемный завоз осуществляется на архипелаги в зоне ответственности флота: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля и Новосибирские острова. Это сложные логистические операции, в которых задействуются крупнотоннажные суда. Однако не менее важной, а порой и более сложной задачей является обеспечение небольших постов на побережье.

Привлечение для этих задач, наравне с судами вспомогательного флота ВМФ, сил гражданского судоходства, работающих по государственным контрактам, ― это давно устоявшаяся практика, позволяющая гибко использовать все доступные ресурсы.
Координация этого гигантского механизма ложится на плечи специалистов органов управления МТО флота. Их работа - это непрерывный процесс согласования между частями, органами управления флота и организациями, задействованными в перевозках.
После 1 октября, когда официально завершается срок завоза, доставка небольших или срочных грузов возможна только авиацией, но основная задача — обеспечить всех всем необходимым на год вперед — решается именно в течение короткого арктического лета.- Командованием флота осуществляется непрерывный контроль за выполнением плана северного завоза. Все участники процесса понимают важность задачи, и несмотря на все сложности, за обозримый период времени срывов поставок не было. Это приоритетное мероприятие, от которого зависит функционирование войск в Арктике и безопасность страны, ― убежден капитан 1 ранга Дмитрий Красоткин.
Опыт, полученный в ходе каждой такой навигации, бесценен. Он позволяет оттачивать логистические схемы и готовиться к новым вызовам, ведь освоение и защита Северного морского пути - задача стратегическая и долговременная. В конечном счете за всеми цифрами веса грузов и километров маршрутов стоит простая, но важная цель — поддержать жизнь там, где она бросает вызов стихии, а значит — выполнить главную задачу по защите интересов России в Арктике.