Он стоит на краю океана

Мурманский морской торговый порт – форпост России в Арктике
Фото из архива Мурманского морского торгового порта
(Продолжение. Начало в № 545557.)

Линия фронта – где она проходила на Кольском полуострове в годы Великой Отечественной войны? Общеизвестно, что единственный в Советском Союзе участок границы, который гитлеровцам так и не удалось прорвать, находился здесь, на Мурмане. Три с лишним года красноармейцы и краснофлотцы держали оборону. На Кандалакшском направлении враг стремился перерезать ветку Кировской железной дороги, по которой военные грузы и продовольствие доставлялись на Большую землю. На Мурманском направлении шли ожесточенные бои на Западной Лице, на хребте Муста-Тунтури, полуостровах Рыбачий и Средний. Война и на море, и в воздухе.
 

Сначала – эвакуация


Можно сказать, что Мурманск, находившийся в сорока километрах от линии фронта, все–таки был фронтовым городом. Вместе со своим торговым портом он не был тылом. И не дыхание войны, а сама война была здесь. Фашисты беспрестанно атаковали город с воздуха, неся разрушения и смерть.

Первый налет на Мурманск вражеская авиация совершила уже 22 июня. И некоторые суда, ставшие под загрузку мирных грузов, сразу же перестроились – были отправлены на эвакуацию населения из военных гарнизонов, расположенных на побережье Баренцева моря и Кольского залива.

Уже к вечеру того дня из Полярного пароход "Сосновец" доставил 309 женщин и детей. В Мурманске, по воспоминаниям горожан, шел сильный дождь. Первые добровольцы к вечеру были в мобилизационных пунктах. Сразу же на фронт ушли около 600 тружеников порта. Ушли молодые, полные сил мужчины – как простые рабочие, так и бригадиры. Многие из них не вернулись с фронта на мурманские причалы.


Под постоянным обстрелом


А порт работал под постоянными бомбежками. Именно причалы со стоящими у них судами были главной целью фашистских летчиков. Летом 1941 года воздушные тревоги объявлялись по три-четыре раза в день.

На территории порта пришлось спешно сооружать разного рода укрытия. Всего было оборудовано 122 бомбоубежища, они вмещали до 3700 человек.
К концу июля в порту создано народное ополчение. Его командиром был назначен экспедитор порта Лаврук, а комиссаром – заместитель начальника политотдела пароходства Рябинин.

Бомбардировки не утихали. После каждой портовики незамедлительно приступали к ремонту искореженных бомбами причалов, кранов и оборудования. Шла работа и на море, моряки портового флота продолжали эвакуацию жителей из военных гарнизонов, перевозили военных и грузы.
К примеру, буксир "Кола" под командованием Зосима Ивановича Хабарова за время войны сделал 93 боевых рейса, невзирая на бомбардировки, артобстрелы и штормовую погоду.



Активно работала морская переправа "Мурманский порт – мыс Мишуков". По данным, которые приводит в своей книге "Причалы мужества" писатель Борис Романов, в 1941 году с одного берега Кольского залива на другой было перевезено: более 94 тысяч солдат и офицеров, 955 орудий, 62 танка, почти 3 тысячи автомашин и тракторов, 12 с лишним тысяч лошадей и другого скота, а также боеприпасы, горючее, продовольствие – все, что необходимо фронту.
 

Помогали чем могли


К январю 42-го Мурманский порт полностью перешел на военные рельсы. Сделать это было непросто без опытных портовиков, ушедших на фронт. Из средней полосы России прибыли трудовые колонны – несколько тысяч человек. На помощь пришли моряки Северного флота и воины 14-й армии, подразделения милиции, простые горожане. Все помогали чем могли.

Враг не унимался, продолжал бомбить порт. Самые сильные бомбардировки пришлись на лето 1942 года.



Борис Романов отмечает, что светлое время суток позволило 5-му немецкому воздушному флоту генерал-полковника Штумпфа, действовавшему на Мурманском направлении, приступить к выполнению директивы германского верховного командования № 44355/41, требовавшей "как можно скорее разрушить сооружения порта Мурманск".

Массированные бомбардировки начались в марте 42-го и продолжались все лето, максимально они усилились в июне. Именно тогда была сожжена почти вся часть города, прилегающая к торговому порту.


В индустриальном котле


Да, полярный день с его незаходящим солнцем позволял фашистам круглые сутки бомбить город и порт. Но и зимой, в полярную ночь, докерам приходилось несладко. Вот как описывал это мурманский писатель Дмитрий Коржов в своем романе "Мурманцы. 1942":

"Жил и порт – и среди тьмы (открытого света здесь не видели давно, фонари не горели, окна были плотно зашторены – что поделаешь, светомаскировка) не прекращалось движение: непрерываемым сплошным потоком шла разгрузка вернувшихся с промысла кораблей, восстановление поврежденных бомбами механизмов и сооружений, прочие, великие и малые, повседневные труды. Людей, правда, как правило, не было видно – они терялись где–то в глубинах этого огромного индустриального котла, в антисамолетной тьме прячущегося от вражьих глаз порта".

В том же романе Дмитрий Коржов описывает реальную историю, когда в результате авианалета фашисты потопили плавучий кран, а он был единственным в порту:

"Очередной налет на город оказался для фашистов удачным. Порт забросали "сборным компотом" – смесью зажигалок, осколочных и фугасных бомб. И надо ж такому случиться, одна шальная фугаска пробила дно плавкрана. Он начал быстро тонуть".

Кран пытались оттащить на мелкое место к Абрам-мысу, но не успели. Портовики были в растерянности, как без крана–то работать. И тогда на выручку пришел сам Папанин. Он обратился к капитану стоявшего в порту американского корабля, где был кран, за помощью. Союзник-американец отказать не смог. И работа в порту закипела вновь. Пришедшие в Мурманск суда с оружием и продовольствием нужно было разгрузить как можно скорее.



Так своим мужеством, героизмом, титаническим трудом мурманские портовики вносили свой вклад в нашу общую Победу.

(Продолжение следует.)

Опубликовано: "Мурманский вестник" от 23.04.2025

Еще по теме

На пожаре в Мурмашах пострадал человек

На пожаре в Мурмашах пострадал человек

Семеро жильцов смогли самостоятельно эвакуироваться из квартир

Ночной забег в пижамах "Сон в Олимпийскую ночь" собрал в Коле почти 250 участников

Ночной забег в пижамах "Сон в Олимпийскую ночь" собрал в Коле почти 250 участников

Дождливая погода и холодный ветер не напугали активных северян

Северян приглашают станцевать вальс под открытым небом

Северян приглашают станцевать вальс под открытым небом

Танцевальная акция состоится при условии хорошей погоды

22 июня Мурманск присоединится ко всероссийской акции "Свеча памяти"

22 июня Мурманск присоединится ко всероссийской акции "Свеча памяти"

Митинг у мемориала Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны начнется в 4 утра