"Застывший в вечном полете": североморский памятник Ил-4 готовится к ремонту

О его прошлом и будущем расскажет съемочная группа "ГТРК-Мурман"
Памятник Ил-4 знаком многим североморцам и жителям Мурманской области. О том, какая судьба постигла 3 сохранившихся Ил-4, о героическом прошлом бомбардировщика и о том, чьим прародителем он стал, расскажут Елизавета Сухова и Денис Клепцов

"Памятник самолету Ил-4 возвышается над площадью Мужества в Североморске уже более сорока лет, но мало, кто знает, что его в принципе могло не быть, все дело в том, что в послевоенное время все бомбардировщики пускали под пресс, а этого "крылатого воина" поисковики чудом обнаружили аж в конце семидесятых годов", - сказала корреспондент Елизавета Сухова.

В свой последний полет этот Ил-4 отправился в 42 году. В небе встретился с вражескими истребителями. Бомбардировщик нашли только в 79-м и отправили на реставрацию. 26 июля 1981 года памятник официально открыли. Время идет – краска стирается, фюзеляж теряет вид, трещины на крыльях напоминают о возрасте. Отремонтировать такой мемориал на месте – технически невозможно. Чтобы привести самолет в порядок, его необходимо спустить с постамента и перевезти в ангар. Как утверждают эксперты, эту историю ждет счастливый конец: сейчас активно ведут поиск подрядчика, перед которым встанет ответственная миссия – подарить объекту культурного наследия вторую жизнь.

"Еще один сохранившийся ИЛ-4 находится в музее авиации Северного флота, но здесь это не просто экспонат, когда-то именно этот самолет сыграл одну из главных ролей в фильме "Торпедоносцы", - отметила Елизавета Сухова.

Военную драму о летчиках снимали здесь, в Кольском Заполярье. Сам самолет использовали для съемок статичных сцен. Полеты имитировали с помощью уменьшенных моделей, одна из которых сгорела, другая до сих пор хранится в поселке Сафоново. Ее руководству музея подарила студия "Ленфильм".

Первые ДБ-3ф, так раньше называли Ил-4, построили в 1939 году. С начала войны самолеты активно участвуют в боевых действиях, бомбят вражеские позиции. Один из известных эпизодов – с 7 на 8 августа 1941 года летчики Балтийского флота во главе с Евгением Преображенским сбрасывают бомбы на Берлин – 9 ударов за неделю.

"На Северном флоте самолеты Ил-4 появляются осенью 41-го года, когда на Север прилетает с Балтики звено Ивана Гарбуза. Начиная с этого времени на Севере они активно используются в качестве торпедоносцев. Под него подвешивалась 1 торпеда, либо он мог взять несколько бомб до 3-х тонн, либо мины для постановки минных банок. К концу войны на Северном флоте был уже 31 самолет, летали они в составе 72 смешанного авиационного полка, 24-го и 9-го минно-торпедного полка", - подчеркнул заведующий музеем военно-воздушных сил Северного флота Сергей Чечеров.

Самолет Ил-4 выгодно отличался от своего старшего собрата ДБ-3: скорость до 430 км в час, высота полета почти 10 км. Главным его плюсом была дальность полета – 3800 км, в этом немецкие бомбардировщики ему сильно уступали. Хотя были и свои минусы, связанные с конструкцией. Смещенный назад центр тяжести ухудшал пилотирование, особенно при полетах на большие расстояния.

"Штурвал почти невозможно было отпустить, потому что самолет тут же или начнет клевать вниз, или задирать нос, пойдет вверх. Его все время нужно было держать на штурвале, в этом была некоторая такая сложность", - поделился Герой Советского Союза, командир Ил-4 в годы войны Василий Решетников.

"Самолет нес 1 торпеду калибром 450 мм на внешней подвеске, это тоже в каком-то смысле ухудшило аэродинамику самолета, потому что летал он с габаритным грузом на внешней подвеске. Торпеда или мина, атаки происходили на низкой высоте, в зоне зенитного огня, где противник вел активное огневое противодействие торпедной авиации, что вело к очень большим потерям", - заявил кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Мурманского арктического университета Александр Чапенко.

Несмотря на героизм летчиков-членов экипажей самолета Ил-4 и его вклад в Великую Победу в Великой войне, очень скоро их сняли с производства и пустили под пресс. Всего в России сохранилось три крылатых машины. Две из них находятся в Североморске, одна стоит в музее Победы на Поклонной горе в Москве. Но развитие бомбардировочной авиации не закончилось. Новые самолеты появлялись один за другим: в 1953 году в небо взмывает Ту-16, в 1957 первый полет совершает Ту-95, а в 1984 на защиту неба встает Ту-160, "Белый лебедь" – часть ядерной триады России – межконтинентальный сверхзвуковой стратегический ракетоносец, ставший точным воплощением слов Андрея Туполева: "Хорошо летать - могут только красивые самолеты".