Художники, которые творят под крышей: "Вести Мурман" приглашают зрителей в гости к мастеру

А может мир тоже кто-то нарисовал? Кольское Заполярье глазами мурманских художников
60 лет назад было образовано региональное Отделение союза художников России. О загадочной творческой призме, через которую преломляется мир перед тем, как лечь на холст, – в материале Владимира Кострова и Владислава Егорова.

"Построенный в 1968 году на улице Полярные Зори дом сразу привлек внимание горожан необычными, во всю высоту верхнего этажа, панорамными окнами. В эпоху борьбы с архитектурными излишествами такое дополнение к обычной "брежневке" смотрелось довольно оригинально. А в народной топонимике Мурманска за шестиэтажкой со временем закрепилось название "Дом художников", — рассказывает корреспондент Владимир Костров.

Под самой крышей, словно в сказочной мансарде, нас встречает заслуженный художник России Виталий Бубенцов. В мастерской светло и прохладно. В объятиях мольберта – семейный портрет. Кажется, работа закончена, но совершенство капризно – оно вечно на шаг впереди последнего мазка.

"Это процесс такой живой. Бывает, что работы стоят где-то, ты к ним возвращаешься, потому что иногда глаз "замыливается", не видишь некоторые моменты. А время прошло, и сразу это все бросается в глаза. Пишешь, пишешь, думаешь: ладно завтра во то и то – и все. А пришел, дверь открыл, а муза там уже сидит", — поделился заслуженный художник Российской Федерации Виталий Бубенцов.

Отделение союза художников выросло из традиции проведения областных ежегодных выставок. Работы иллюстрировали заполярную природу, историю Кольского края, рабочие будни северян. В 1960-х доминировал реализм, он и сейчас в тренде у "старой школы". Однако художники наделены властью менять время и пространство. В реальности за окном мастерской Виталия Бубенцова – желтая хрущевка, а на картине в художественном музее, с того же ракурса – город и порт. Участники встречи явно обсуждают очень важное для союза художников решение.

"На самом деле боролись за создание художественного музея, конечно, художники. Они искали помещение, и вот это помещение как раз обнаружили. Тогда оно уже пришло в упадок – транспортно-потребительское общество железной дороги. И оказалось, что да", — подчеркнула директор Мурманского областного художественного музея Ольга Евтюкова.

На третьем этаже художественного музея можно увидеть самые известные полотна мурманских художников: загадочные сиреневые сумерки, Остров Немецкий и Кола, другая, из параллельной реальности. Мурманск, как если бы он родился и вырос на Крымском побережье, призрачная дорога в Териберку, фантастический окунь и многие другие картины.

"Кто два-три раза сходил на такие выставки, он уже может узнать автора, который ему полюбился. Это очень хорошо. А когда все похожи на Моисеенко, или все похожи на Угарова, это плохо. Потому что школы существуют как в Петербурге, Москве, в Красноярске, а у нас они очень большие оригиналы, и это очень важно, мне кажется", — отметила директор Мурманского областного художественного музея Ольга Евтюкова.

В региональном Отделении союза художников сегодня около 40 профессиональных живописцев, графиков, мастеров декоративно-прикладного и театрально-декоративного искусства. Бразды правления патриархи отдали молодежи.

"Мы всегда говорим про популяризацию художественного творчества, про духовное развитие и образование. У нас очень много художников, которые являются педагогами. Так что да: это, наверное, это популяризация, наследие, погружение в культуру как северного пленэра, пейзажа, портретного жанра уже с такой близкой точки зрения, популяризация всего художественного дела", — рассказала председатель Мурманского областного отделения общественной организации "Союз художников России" Мария Михайленко.

Искусству похоже и самому стало тесно в мастерских и галереях. Не зря же оно так уверенно шагнуло на стены домов в заполярных городах.