- Валерия Антоненко
- 11.12.2024 22:15
Мурманской таможне – 105 лет: узнаем историю ведомства и заглянем в музей удивительных предметов, изъятых на границе
Мурманской таможенной службе исполнилось 105 лет. Что пережили таможенники в годы Великой Отечественной войны? Почему им пришлось собирать историю по кусочкам? И кто сегодня пишет биографию ведомства? Об этом и не только расскажет Валерия Антоненко.
Екатерина Соколова старший инспектор таможенного поста Морского порта Мурманск
Первое здание таможни находилось здесь, на Коминтерна, 23. В 1942 году во время бомбежки Мурманска оно сгорело вместе с архивом и личными делами сотрудников. Восстановить погибшие в огне страницы истории взялся Виктор Владимирович Головин – ветеран службы. Он отработал на посту более 25 лет. Границы страны мечтал защищать с детства."Конечно, в честь даты образования таможенной службы Мурманской области нельзя не обратиться к истории. И наше путешествие в прошлое начинается здесь, в сквере на улице Ленинградской", – рассказала корреспондент Валерия Антоненко.
Еще в те годы Виктор Головин задался целью – служить на таможне. Мечту осуществил в 1975-м году. Начинал инспектором в порту, завершил карьеру в должности начальника поста. Складывал по кусочкам историю Мурманской таможни, восстанавливал все, что когда-то унес огонь. За 15 лет удалось собрать четыре авторских сборника. Они находятся в музее, который тоже создал Виктор Головин. Экспонатов здесь примерно 500. Безмены, форма, фотографии, монеты, предметы, которые когда-то изъяли на постах."Все мечтали стать пограничниками до того времени как увидели таможенников. Таможенники показались очень авторитетными. Что нас сильно удивило – они свободно разговаривали на иностранных языках", – вспоминает ветеран Мурманской таможни Виктор Головин.
Эту заспиртованную кобру когда-то изъяли у гостей из Вьетнама. Оказалось, в азиатских странах змеиный яд считается лекарством от многих болезней. Но такая емкость – чересчур большая аптечка, так что она отправилась в музей. Рядом – чучело черепахи. Под панцирем документов на проезд не имела, так что пришлось задержать. А вот у этой витрины – обычное бревно с необычной историей, которая случилась на границе с Финляндией."Это у нас такие были знаки. Я, когда в таможню пришел в 1975-м году, у нас были петлицы. Вот это звание – инспектор таможенной службы 3-го ранга", – пояснил Виктор Головин.
Мурманские таможенники называют себя одной большой семьей. В каком-то смысле так и есть, ведь здесь служат целыми династиями. Екатерина Соколова пришла в таможню по стопам родственников. Их династия началась еще в 1950-м году, когда дед Екатерины прибыл в Мурманск на службу. Затем его примеру последовал сын, а внучка Катя тоже мечтала носить форму. Говорит, гордится, что все получилось. Несколько лет назад семья Соколовых стала лауреатом премии "Семья России" за сохранение профессиональных традиций, передаваемые из поколения в поколение."Растаял снег и образовались такие вот обозначения, и один чопик оттуда еще и вылетел. Увидели, что там бутылки. Оказывается, вот эти 600 литров – это был спирт", – рассказал ветеран.
"Я надеюсь, наша династия не закончится только на мне, потому что у меня есть маленький сын, правда, еще совсем маленький. Зовут его Александр. И если он захочет, то, может быть, он продолжит нашу династию таможенников", – отметила старший инспектор таможенного поста Морского порта Мурманск Екатерина Соколова.
"Сколько ему?", – спросила корреспондент.
По словам Екатерины, работа каждый день приносит что-то интересное. Прежде всего, это общение с разными людьми. Инспектор выезжает на причалы, выдает разрешения на временное хранение продукции, контролирует, чтобы все транзитные операции проходили "чисто"."Два года и шесть", – ответила Екатерина Соколова.
Екатерина Соколова старший инспектор таможенного поста Морского порта Мурманск
За 105-летнию историю Мурманская таможенная служба ни на один день не прекращала свою работу. За более чем век работы здесь служили больше двух тысяч человек. И те, кто трудится на постах сегодня, продолжают традиции тех, кто когда-то их заложил."Мы фотографируем суда, которые стоят у причала. И если происходит выгрузка, то мы смотрим, что они выгружают, какой товар, какая это продукция, куда она помещается – обычно на склады – и маркировку проверяем всю", – пояснила Екатерина Соколова.