- Владлена Клюшина
- Сегодня 19:23
В шумном царстве механизмов
Моряки БЧ-5 делают все, чтобы экипаж мог в полном объеме решать в море поставленные перед ним задачи
На счету экипажа ракетного крейсера "Маршал Устинов" множество выполненных в море задач. В их решении важную роль играют моряки электромеханической боевой части. Пока одни следят за горизонтом, а другие наводят ракеты, специалисты БЧ-5 отвечают за "жизнь" корабля. Снабжают энергией все системы, обеспечивают жизнедеятельность экипажа и обеспечивают ход.
Дивизион живучести под командованием капитана 3 ранга Руслана Фаттахова в походе обслуживает все корабельные системы, которые обеспечивают жизнедеятельность и живучесть корабля. В обязанности его подчиненных входит подача пресной воды, пара и холода, что обеспечивает благоприятный температурный режим для людей и техники. Моряки обслуживают топливные и противопожарные магистрали, а также системы осушения. Помимо этого, они отвечают за прием, перекачку, хранение и распределение горюче-смазочных материалов. Хорошая подготовка экипажа позволяет избежать серьезных поломок, когда корабль находится в дальней океанской зоне. Небольшие неисправности по ходу плавания, конечно, возникают, но они всегда оперативно устраняются силами личного состава.
Руководитель учения фиксировал временные нормативы по экипировке обучаемых в специальные теплоотражающие костюмы и прибытию к условному месту возгорания. Можно было бы предположить, что предпринятые меры по предотвращению и упреждению нештатной ситуации ее возникновение исключают. Но моряки так не считают.
У корабля нет выходных
Главным отличием БЧ-5 от других боевых частей и служб является то, что весь ее личный состав и материальная часть беспрерывно находятся в рабочем режиме. Даже когда корабль стоит у стенки, он должен быть способен дать ход в кратчайшие сроки, а для этого все системы должны поддерживаться в исправном состоянии.Нередко механикам приходится проявлять смекалку и находить нестандартные решения, чтобы устранить неисправность в условиях стесненного пространства и нехватки времени. Их опыт и знания позволяют поддерживать корабль в установленной боевой готовности даже в самых сложных ситуациях."Главная наша цель — поддержание технической готовности корабля, при необходимости — ее восстановление. В любой момент может поступить новая задача. Для этого личный состав своевременно проводит плановый ремонт, формирует необходимый запас технического имущества, горюче-смазочных материалов", — поясняет временно исполняющий обязанности командира электромеханической боевой части ракетного крейсера "Маршал Устинов" капитан 3 ранга Александр Шмелев.
Стальные нервы и золотые руки
Служба в электромеханической боевой части — это своего рода испытание на прочность. Высокая температура в машинном отделении, постоянный шум, ответственность за жизни сотен сослуживцев. Здесь нужны не только крепкие нервы, но и золотые руки. Механики способны по едва уловимому изменению звука работы двигателя диагностировать неполадку и устранить ее.По его словам, в недавнем выходе в море хорошо себя проявили специалисты лейтенант Иван Прудентов, который отвечал за эксплуатацию и поддержание технической готовности главных двигателей и генераторов, старший мичман Игорь Сарапулов бесперебойно снабжал холодом ключевые комплексы БЧ-4 и БЧ-7, отвечал за оперативное поддержание живучести корабля, а мичман Алексей Викульев обеспечивал надежную работу систем автоматики, главных двигателей и электроэнергетической системы. Одной из важнейших задач БЧ-5 в море является надежное обеспечение хода и маневренности корабля."В море все, за редким исключением, задействованы у работающих механизмов. Напряжение большое. При этом не было ни одного случая выхода из строя материальной части по вине личного состава, не случилось ни единой аварийной ситуации", — не без гордости подчеркивает механик.
Другой дивизион, электротехнический, под руководством капитана 3 ранга Ивана Митенева в это время обеспечивает подачу электропитания на все потребители, начиная от освещения и заканчивая комплексами ракетного, артиллерийского и минно-торпедного оружия. Тут есть свои особенности. В повседневной деятельности энергоресурса требуется в разы меньше, чем при выполнении учебно-боевых упражнений. Во втором случае специалисты электротехнического дивизиона запускают дополнительные генераторы, контролируют увеличение нагрузки и особое внимание уделяют целостности цепей питания и стабильности выдаваемого напряжения."Иногда возникает необходимость очень быстро переместиться из одной точки в другую, в этом случае мы развиваем максимально возможную скорость. При таком режиме основная нагрузка ложится на плечи специалистов дивизиона движения", — поясняет капитан 3 ранга Александр Шмелев.
Дивизион живучести под командованием капитана 3 ранга Руслана Фаттахова в походе обслуживает все корабельные системы, которые обеспечивают жизнедеятельность и живучесть корабля. В обязанности его подчиненных входит подача пресной воды, пара и холода, что обеспечивает благоприятный температурный режим для людей и техники. Моряки обслуживают топливные и противопожарные магистрали, а также системы осушения. Помимо этого, они отвечают за прием, перекачку, хранение и распределение горюче-смазочных материалов. Хорошая подготовка экипажа позволяет избежать серьезных поломок, когда корабль находится в дальней океанской зоне. Небольшие неисправности по ходу плавания, конечно, возникают, но они всегда оперативно устраняются силами личного состава.
"В море, особенно в долгом походе, скучать не приходится - работа есть всегда. И здесь мы все — одно целое. Представьте себе технологическую цепочку: если одно звено подведет, может рухнуть все. Так и у нас. К тому же многие приборы и механизмы эксплуатируются совместно различными специалистами. А уж когда возникает экстренная ситуация, и вовсе неважно, кто какую должность занимает. Все становятся одной командой и сообща бросаются на решение проблемы", — уверяет капитан 3 ранга Александр Шмелев.
Сквозь огонь и воду
Тренировки по борьбе за живучесть на корабле проводятся регулярно. Основное внимание при этом отводится отработке практических действий по вводным, моделирующим возможные аварийные ситуации на боевых постах.Так, в учении по ликвидации пожара "устиновцы" отработали порядок действия аварийно-спасательных групп при возникновении возгораний во внутренних помещениях корабля. На первом этапе были проведены теоретические занятия с проверкой знаний по применению стационарных и переносных систем пожаротушения, особенностей конструкции корабельной вентиляции, способам удаления дыма из помещений и использованию портативных дыхательных аппаратов."Эффективность борьбы за живучесть определяется рядом факторов, наиболее важными из которых являются правильные и своевременно принятые решения руководителя и энергичные, инициативные и решительные действия личного состава. Поэтому обучению и подготовке всего экипажа корабля уделяется соответствующее внимание", — подчеркивает Александр Игоревич.
Руководитель учения фиксировал временные нормативы по экипировке обучаемых в специальные теплоотражающие костюмы и прибытию к условному месту возгорания. Можно было бы предположить, что предпринятые меры по предотвращению и упреждению нештатной ситуации ее возникновение исключают. Но моряки так не считают.
"Авария может случиться внезапно и развиваться стремительно, поэтому тренировки должны быть регулярными — это аксиома. Мы постоянно на практике оттачиваем навыки, чтобы мгновенно реагировать на любые чрезвычайные происшествия и не дать им развиться. И главный наш ресурс — это коллектив. Именно в суровых условиях тренировок и учений команда становится по-настоящему сильной и слаженной", — поясняет капитан 3 ранга Шмелев.







