В шумном царстве механизмов

Моряки БЧ-5 делают все, чтобы экипаж мог в полном объеме решать в море поставленные перед ним задачи
Фото Евгении Земсковой
На счету экипажа ракетного крейсера "Маршал Устинов" множество выполненных в море задач. В их решении важную роль играют моряки электромеханической боевой части. Пока одни следят за горизонтом, а другие наводят ракеты, специалисты БЧ-5 отвечают за "жизнь" корабля. Снабжают энергией все системы, обеспечивают жизнедеятельность экипажа и обеспечивают ход.

У корабля нет выходных

Главным отличием БЧ-5 от других боевых частей и служб является то, что весь ее личный состав и материальная часть беспрерывно находятся в рабочем режиме. Даже когда корабль стоит у стенки, он должен быть способен дать ход в кратчайшие сроки, а для этого все системы должны поддерживаться в исправном состоянии.

"Главная наша цель — поддержание технической готовности корабля, при необходимости — ее восстановление. В любой момент может поступить новая задача. Для этого личный состав своевременно проводит плановый ремонт, формирует необходимый запас технического имущества, горюче-смазочных материалов", — поясняет временно исполняющий обязанности командира электромеханической боевой части ракетного крейсера "Маршал Устинов" капитан 3 ранга Александр Шмелев.

Нередко механикам приходится проявлять смекалку и находить нестандартные решения, чтобы устранить неисправность в условиях стесненного пространства и нехватки времени. Их опыт и знания позволяют поддерживать корабль в установленной боевой готовности даже в самых сложных ситуациях.

Стальные нервы и золотые руки

Служба в электромеханической боевой части — это своего рода испытание на прочность. Высокая температура в машинном отделении, постоянный шум, ответственность за жизни сотен сослуживцев. Здесь нужны не только крепкие нервы, но и золотые руки. Механики способны по едва уловимому изменению звука работы двигателя диагностировать неполадку и устранить ее.

"В море все, за редким исключением, задействованы у работающих механизмов. Напряжение большое. При этом не было ни одного случая выхода из строя материальной части по вине личного состава, не случилось ни единой аварийной ситуации", — не без гордости подчеркивает механик.

По его словам, в недавнем выходе в море хорошо себя проявили специалисты лейтенант Иван Прудентов, который отвечал за эксплуатацию и поддержание технической готовности главных двигателей и генераторов, старший мичман Игорь Сарапулов бесперебойно снабжал холодом ключевые комплексы БЧ-4 и БЧ-7, отвечал за оперативное поддержание живучести корабля, а мичман Алексей Викульев обеспечивал надежную работу систем автоматики, главных двигателей и электроэнергетической системы. Одной из важнейших задач БЧ-5 в море является надежное обеспечение хода и маневренности корабля.

"Иногда возникает необходимость очень быстро переместиться из одной точки в другую, в этом случае мы развиваем максимально возможную скорость. При таком режиме основная нагрузка ложится на плечи специалистов дивизиона движения", — поясняет капитан 3 ранга Александр Шмелев.

Другой дивизион, электротехнический, под руководством капитана 3 ранга Ивана Митенева в это время обеспечивает подачу электропитания на все потребители, начиная от освещения и заканчивая комплексами ракетного, артиллерийского и минно-торпедного оружия. Тут есть свои особенности. В повседневной деятельности энергоресурса требуется в разы меньше, чем при выполнении учебно-боевых упражнений. Во втором случае специалисты электротехнического дивизиона запускают дополнительные генераторы, контролируют увеличение нагрузки и особое внимание уделяют целостности цепей питания и стабильности выдаваемого напряжения.

Дивизион живучести под командованием капитана 3 ранга Руслана Фаттахова в походе обслуживает все корабельные системы, которые обеспечивают жизнедеятельность и живучесть корабля. В обязанности его подчиненных входит подача пресной воды, пара и холода, что обеспечивает благоприятный температурный режим для людей и техники. Моряки обслуживают топливные и противопожарные магистрали, а также системы осушения. Помимо этого, они отвечают за прием, перекачку, хранение и распределение горюче-смазочных материалов. Хорошая подготовка экипажа позволяет избежать серьезных поломок, когда корабль находится в дальней океанской зоне. Небольшие неисправности по ходу плавания, конечно, возникают, но они всегда оперативно устраняются силами личного состава. 

"В море, особенно в долгом походе, скучать не приходится - работа есть всегда. И здесь мы все — одно целое. Представьте себе технологическую цепочку: если одно звено подведет, может рухнуть все. Так и у нас. К тому же многие приборы и механизмы эксплуатируются совместно различными специалистами. А уж когда возникает экстренная ситуация, и вовсе неважно, кто какую должность занимает. Все становятся одной командой и сообща бросаются на решение проблемы", — уверяет капитан 3 ранга Александр Шмелев.

Сквозь огонь и воду

Тренировки по борьбе за живучесть на корабле проводятся регулярно. Основное внимание при этом отводится отработке практических действий по вводным, моделирующим возможные аварийные ситуации на боевых постах.

"Эффективность борьбы за живучесть определяется рядом факторов, наиболее важными из которых являются правильные и своевременно принятые решения руководителя и энергичные, инициативные и решительные действия личного состава. Поэтому обучению и подготовке всего экипажа корабля уделяется соответствующее внимание", — подчеркивает Александр Игоревич.

Так, в учении по ликвидации пожара "устиновцы" отработали порядок действия аварийно-спасательных групп при возникновении возгораний во внутренних помещениях корабля. На первом этапе были проведены теоретические занятия с проверкой знаний по применению стационарных и переносных систем пожаротушения, особенностей конструкции корабельной вентиляции, способам удаления дыма из помещений и использованию портативных дыхательных аппаратов.

Руководитель учения фиксировал временные нормативы по экипировке обучаемых в специальные теплоотражающие костюмы и прибытию к условному месту возгорания. Можно было бы предположить, что предпринятые меры по предотвращению и упреждению нештатной ситуации ее возникновение исключают. Но моряки так не считают.

"Авария может случиться внезапно и развиваться стремительно, поэтому тренировки должны быть регулярными — это аксиома. Мы постоянно на практике оттачиваем навыки, чтобы мгновенно реагировать на любые чрезвычайные происшествия и не дать им развиться. И главный наш ресурс — это коллектив. Именно в суровых условиях тренировок и учений команда становится по-настоящему сильной и слаженной", — поясняет капитан 3 ранга Шмелев.

Еще по теме

В Сафоново по программе реновации ЗАТО отремонтировали кабинет врача общей практики

В Сафоново по программе реновации ЗАТО отремонтировали кабинет врача общей практики

В помещении построили новые перегородки и выполнили современную отделку

Мурманские "Цитадели" под угрозой: власти ужесточают контроль за управляющими компаниями

Мурманские "Цитадели" под угрозой: власти ужесточают контроль за управляющими компаниями

"УК Северная Цитадель" и "УК Заполярная Цитадель" поручили разработать и представить детальный план по устранению всех выявленных нарушений

Андрей Чибис и Елена Дягилева обсудили финансовую поддержку Мурманской области и развитие бизнеса

Андрей Чибис и Елена Дягилева обсудили финансовую поддержку Мурманской области и развитие бизнеса

Глава региона выразил благодарность сенатору за активную поддержку интересов Мурманской области на федеральных площадках

На территории Североморска введен режим повышенной готовности

На территории Североморска введен режим повышенной готовности

Причина — авария на теплосетях в районе "Верхняя Ваенга"

Евгения Чибис: инициативы женщин, проживающих в ЗАТО, становятся точкой роста

Евгения Чибис: инициативы женщин, проживающих в ЗАТО, становятся точкой роста

Она рассказала о важной роли женщин, проживающих в 27 флотских городах на четырех флотах России